All Retail
Владимир Костельман еще и поет в группе "Ремонт воды"
Опубликовано

Fozzy Group раздаст кредитные карты своим покупателям

Банк «Восток», который недавно приобрела Fozzy Group, хочет зарабатывать на постоянных клиентах продуктовых супермаркетов, вручив им вместо дисконтных карт «кредитки. Об этом сообщает Forbes.UA

В декабре прошлого года Platinum Bank продал принадлежавший ему небольшой днепропетровский банк «Восток» с активами менее 400 млн грн. Новыми владельцами банка стали компании и физлица, связанные с  крупнейшим ритейлером Украины – Fozzy Group (сеть супермаркетов «Сильпо», «Фора» и гипермаркетов Fozzy), которую контролирует Владимир Костельман.

Как выяснили журналисты Forbes.ua, новые собственники финучреждения намерены превратить «Восток» в кредитора не только своего бизнеса, но и миллионов покупателей продуктовых супермаркетов. «Мы создаем большую кредитную программу для физических лиц совместно с Fozzy Group», – сообщил председатель правления банка «Восток» Вадим Мороховский.

Карта превращается

Владельцы всех дисконтных карт магазинов Fozzy Group будут переведены на карты MasterCard или VISA. Под них будет открыто финансирование, и они станут кредитными. По словам Мороховского, сейчас обладателями дисконтных карт магазинов Fozzy Group являются около 3 млн человек. Информация об этих людях и размерах их покупок хранится в базе данных, на основании которой клиентам будут предложены кредитные карты. «Это достаточно уникальная вещь будет. У нас по скорингу предусмотрена другая идеология, чем сегодня у большинства украинских банков», – уверяет банкир.

До последнего времени скоринговые системы банков оценивали, как клиенты платят по кредиту. А банк «Восток» будет анализировать платежеспособность своих заемщиков, исходя из уровня их потребления. «Пока никто из системных ритейлеров в Украине такую крупную программу не делал», – говорит генеральный директор Platinum Bank Грег Краснов. По его мнению, это потребует больших инвестиций в создание операционной платформы, чтобы обеспечить должный уровень риск-менеджмента.

За полгода с момента покупки активы «Востока» выросли почти в 2,5 раза и к 1 июля 2012 г. достигли 961 млн грн. Собственный капитал банка – 357 млн грн. Мороховский обещает, что осенью новые акционеры проведут дополнительные масштабные вливания в капитал, что позволит запустить новый кредитный проект. «Успешность проекта будет во многом зависеть от его масштаба. Капитал должен быть минимум $100 млн», – констатирует председатель наблюдательного совета Дельта Банка Николай Лагун.

По результатам 2011 г. оборот сетей продуктовой розницы Fozzy Group превысил 21 млрд грн. Однако новые собственники «Востока» вряд ли будут инвестировать в банк только собственные средства. «Я думаю, что нелогично деньги доставать из собственного бизнеса, чтобы кредитовать покупателей», – считает Борис Тимонькин, председатель правления Укрсоцбанка. Он говорит, что банк «Восток» все равно будет строить собственную сеть для привлечения депозитов населения. Это подтверждает и Мороховский.

По его словам, банк будет привлекать не только средства физлиц, но и корпоративных клиентов. Скорее всего, речь идет о компаниях Fozzy Group, которые «Восток» уже частично кредитует или планирует финансировать. Мороховский говорит, что приоритетными для кредитования станут пищевая промышленность, торговля, сфера услуг и логистика. То есть, все те направления, на которых специализируются компании Костельмана.

Восточная мудрость

В банке «Восток» обещают, что ставки по карточным кредитам у них будут ниже, чем по обычным беззалоговым займам. Участники рынка в этом сомневаются. Борис Тимонькин не видит смысла держать ставки ниже среднерыночных. «Если есть нормальный бизнес, то никто не будет осчастливливать все человечество», – иронизирует банкир. По его оценкам, для устойчивой прибыли ставка по таким кредитам должна быть не меньше 55-60% годовых: стоимость депозитов населения обходится банкам в 20-25% годовых, еще 20% составят потери от невозвратов.

Заместитель председателя правления ВТБ Банка Николай Суганяка прогнозирует, что новый кредитный проект Fozzy Group будет успешным. Его банк сейчас также изучает возможность реализации аналогичного бизнес-плана. «Чтоб выйти на точку безубыточности им понадобится портфель в размере минимум 100 млн грн.», – прогнозирует Суганяка.

Еще до кризиса аналогичные программы в магазинах группы Fozzy пытался реализовать "Дельта Банк". Но их пришлось свернуть в конце 2008 г. Николай Лагун уверен, что сейчас значительно дешевле сделать партнерскую программу с крупным розничным банком, чем создавать собственное финучреждение с нуля. «Чтобы создать хорошую базу данных для скоринга надо сначала пройти через убытки. Без этого достоверные знания о клиентах не получишь», – уверен банкир.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или